Обзор и тест вспышки Profoto A1
Здравствуйте, друзья!
Недавно мне довелось попробовать новейшую вспышку именитого шведского производителя Profoto в очень компактном корпусе. Позиционируется она как маленькая студийная вспышка, но, в принципе, ничто не ограничивает её только фотостудией. Компания Photoprocenter, с которой мы уже давно дружим, любезно пригласила меня к себе попробовать вспышку Profoto A1, так что съемка велась в интерьерах их фотостудии Аквафотостудия в С-Петербурге.
Внешний вид
Вспышка Profoto A1 немногим больше, чем Canon 580 EX II, которой я пользуюсь вне студии.
Имеет круглый рефлектор, мощную по сравнению со вспышкой Canon подставку и такой же принцип крепления на студийную стойку. Но обратите внимание на эти два светодиода в нижней части рефлектора — Profoto A1 имеет пилотный свет!!!
Для такой маленькой вспышки, похожей на накамерную это удивительно. Также вы можете заметить значок AirTTL. Это означает, что во вспышку встроена беспроводная (радио) синхронизация с другими вспышками Profoto. Вам не нужен отдельный синхронизатор, данная вспышка сама как синхронизатор и как источник света. Также очень полезная функция в том, что Profoto A1 может запускаться от синхранизатора Profoto.
Круглое кольцо вокруг рефлектора не простое. Оно магнитное. Все аксессуары к данной вспышке крепятся на магнитной основе, что очень удобно.
На боковой стороне вспышки вы видите переключатель с режима TTL на ручной.
Принцип работы с Profoto A1 такой же, как с другими студийными вспышками Profoto. Есть кольцо регулировки мощности, которое также позволяет работать с меню. Должен сказать, что изменение мощности также удобно как на больших студийных вспышках и происходит мгновенно. И шаг 0.1 стопа, чего нет на накамерных вспышках.
Экранчик большой и яркий. И сделан по технологии цветного ЖК, а не как в накамерных по принципу экрана старых электронных часов. Цифры большие и их всегда хорошо видно — это мне очень понравилось. На экранчике вы видите значок «Air off», что означает что в данный момент беспроводная синхронизация отключена.
Profoto A1 на данный момент существует в вариантах для Canon и Nikon, но может работать и с другими камерами, если не использовать режим TTL. В частности я проверил Profoto A1 на камере FUJI GFX 50s и был приятно удивлён. Дело в том, что вспышка Canon по какой-то причине не хотела стабильно срабатывать на FUJI GFX 50s. Она то работала, то нет. А Profoto A1 заработала стабильно!
Не удивительно, ведь это режим X-sync, в котором отключается не только TTL, но и зуммирование, которое подстраивает угол рассеивания света под фокусное расстояние объетива. Получаем чистую студийную вспышку в этом режиме.
Кстати, как вы думаете, зачем я нацепил этот «лопух» на вспышку? Думаете тени на модели будут мягче? Вовсе нет. Этот «лопух» нужен для того чтобы направить световой поток вперёд и таким образом увеличить полезный выход света.
Но есть и еще одна полезная функция этого лопуха — направлять поток света слева или справа от камеры на модель. У обычной накамерной вспышки, как ни крути, поток света так не повернуть.
Для вспышки Profoto A1 есть некоторое количество аксессуаров.
Здесь вы видите «bouncer card» в верхнем левом углу. В исполнении Profoto он стал намного серьезнее. Весь его смысл давать блик в глазах, если вы «пыхаете» вспышкой в потолок.
Но здесь размер самой карточки намного больше, так что и блик будет больше, это хорошо.
Ниже вы видите кольцо-адаптер для крепления цветных фильтров. У них у всех есть маркировка и фильтры разной плотности, позволяют подстроить свет от вспышки под лампы накаливания или лампы «дневного» света (зелёный фильтр).
Цветной фильтр вставляется в адаптер и фиксируется магнитным стопорным кольцом. Быстро и удобно.
Кроме того есть Dome Diffuser, что даёт рассеивание мягкого света во все стороны под 180 град и широкоугольная линза.
Слева Dome Diffuser, справа широкоугольная насадка.
Держатель цветных фильтров.
Технические характеристики:
Здесь стоит отметить небольшую мощность вспышки, примерно такую же, как у старших моделей накамерных вспышек Canon / Nikon.
Также стоит отметить то что вспышка имеет собственный ёмкий Li-Ion аккумулятор и работает от него весьма долго.
Тест вспышки Profoto A1
Сначала я хотел закрепить Profoto A1 на стойке как обычную студийную вспышку, но потом понял, что её мощности маловато, чтобы пилотный свет долетал до модели. Я закрепил вспышку на «горячем башмаке» камеры и попробовал что выйдет.
Ассистировал мне с помощью отражателя Ростислав, с которым мы в последнее время много что снимаем вместе.
Через какое-то время Настя освоилась и смотреть на её «призывные» взгляды стало сложно. Вот настоящая сложность в работе фотографа :)
Попробовав непривычный способ «накамерной» студийной съемки я обнаружил, что в чёрном зале довольно неудобно работать со вспышкой в «горячем башмаке» камеры т.к. при этом засвечивается черный фон и перестает быть чёрным.
Я снял вспышку с камеры и стал перемещать её рукой, благо у неё есть пилотный свет и хорошо видно светотеневой рисунок.
Проверив работу вспышки Profoto A1 на двух камерах (Canon 5DsR и FUJI gfx 50s) я отключил срабатывание Profoto A1 и попробовал её в качестве обычного радиосинхронизатора.
Profoto A1 качественная и функциональная вспышка. От своих чисто студийных собратьев она получила эргономику лучше, чем обычные накамерных вспышки и качество изготовления тоже выше. Кроме того она может похвастаться полезными аксессуарами тоже высокого качества, а также работой на высокой скорости синхронизации.
Из всех моментов минусом можно считать только невысокую мощность вспышки, но тем кто ищет бОльшую мощность Profoto предлагает другое решение — Profoto B2, который я тоже тестировал и остался в восторге.
А кому и того мало, для них есть Profoto B1 c еще бОльшей мощностью.
Все эти системы аккумуляторные, от по сути «накамерной» Profoto A1 до похожей на обычный моноблок Profoto B1.
Таким образом компания Profoto предлагает решения для съемок в помещении и вне его, используя все возможности хороших современных импульсных источников света. Этому можно только радоваться.
Какая же у неё цена? — спросит скептичный читатель…
Цена Profoto A1 примерно в 3 раза выше топовой накамерной вспышки (на сегодняшний день 64 990 руб.).
Оправдана ли цена?
На мой взгляд да. На самом деле зная текущие цены на качественную фототехнику и подержав в руках Profoto A1 я понимаю, что дешевле она вряд ли могла бы быть… На Западе она стоит примерно столько же.
Удачных вам снимков и хорошего оборудования!