Каталог товаров
8-800-333-40-99

Обзор и тест аккумуляторной вспышки Profoto B10

Сегодня мы поговорим о новинке этого года аккумуляторной вспышке Profoto B10. Вспышки — это незаменимый инструмент фотографа т.к. вся фотография строится вокруг света. Нет света и все фото становятся уныло-серыми. И тут на помощь приходит вспышка, которая «вдыхает» новую жизнь в фотографию.


Внешний вид, эргономика и конструктив

В последнее время вспышки Profoto особенно радуют своей хорошей эргономикой и я рад что мне предоставился случай их заслуженно похвалить, как минимум, за это достижение. Потому как если вы профессиональный фотограф, который часто использует аккумуляторные вспышки, то эргономика и конструктив вспышки вам, скорее всего, не менее важны, чем её характеристики.

Я бы расставил приоритеты так:

1) надежность прибора
2) характеристики прибора
3) эргономика и конструктив прибора
4) всё остальное

Вы сами вольны расставить для себя приоритеты в зависимости от конкретных условий вашей работы, я написал свои приоритеты.

Вспышка с хорошей эргономикой выделяется тем, что с ней можно работать практически на ощупь. Тут нет лишних «крутилок». Собственно всего три кнопки, из которых две еще и крутятся. Левая кнопка-крутилка регулирует пилотный свет (левая цветовую температуру пилотного света, а средняя мощность пилотного света в режиме «свободной настройки», в режиме пропорционального пилотного света мощность регулируется сама в отношении к мощности вспышки, а левой крутилкой можно также регулировать цветовую температуру пилотного света), средняя регулирует мощность самой вспышки и осуществляет навигацию по меню.


Белая кнопка для включения-выключения и тестового импульса. Вот и всё! Если вы ждали более сложного управления, то B10 вас «разочаровала», она проста в управлении :)


Предыдущие модели аккумуляторных вспышек от Profoto: B2, B1, B1X, A1 имели чёрно-белый ЖК дисплей. Качественный дисплей, который мне нравился, но… Новый дисплей Profoto B10мне нравится намного больше и он цветной!


Действительно, цветовой температурой намного удобнее управлять когда ты глазами видишь цветную шкалу спектра.

Кроме того дисплей очень яркий, легко читается и днём.


Традиционно для Profoto лампа-вспышка заглублена в корпус и закрыта матовым стеклом. Есть много желающих поспорить над таким решением т.к. «классический» вариант размещения с торчащей лампы-вспышкой даёт более равномерный свет и позволяет в более широких пределах регулировать угол рассеяния света, но в реальной жизни по моему опыту 99% фотографов не пользуются преимуществом выступающих ламп и не видят разницы на снимке. Зато вероятность разбить выступающую лампу намного выше и это очень спорный вариант для использования на улице т.к. любой ветерок может качнуть ваш прибор и вспышка приземлится именно на самое неудачное место — лампу-вспышку.

Те кто сильно интересуется вспышками вспомнили мне, что у того же Broncolor на аккумуляторных вспышках лампа-вспышка выступает за «байонет» и даёт мол более «правильный свет». Но ребята… А что же буквально лет 5 назад Брон выпускал вспышки для мобильной съемки с «утопленной» лампой и никто вроде не жаловался? :)


Выше пример предыдущего поколения вспышек для мобильной съемки от Broncolor. Конкретно эта световая головка моя личная и с её помощью снято куча весьма ответственных выездных съемок, в том числе с использованием портретной тарелки и софт-бокса. Я остался очень доволен её компактностью! Сейчас, к сожалению, Брон перешёл на другой тип световых головок для выездной съемки (Broncolor MobiLED), но они сохранились в формате студийных (никто не мешает их подключать) под названием Broncolor Picolite.

Если и это вас не убеждает, что приведу реальные примеры.

вспышка Profoto B1 без рефлектора

Световая головка Broncolor Pulso G без рефлектора

Казалось бы разница большая… Но давайте наденем рефлекторы и посмотрим что останется от этой разницы.

Profoto B1 с рефлектором ZOOM

Broncolor Pulso G с рефлектором P70

Посмотрите на характер распределения света — он очень близкий. Отличается только угол рассеяния света т.к. у меня не было абсолютно идентичных рефлекторов (но можно подобрать). Т. е. установка любого рефлектора нивелирует разницу между выступающей лампой-вспышкой и встроенной лампой-вспышкой. Кто хочет почитать подробнее про ход световых лучей в рефлекторе может ознакомиться с этой статьёй

Про портретные тарелки (считается противниками заглублённых вспышек самым сложным для этих вспышек рефлектором) можно почитать здесь или непосредственно про портретные тарелки облегченной системы OCF, которая рекомендуется для аккумуляторных вспышек Profoto в статье Обзор и тест портретных тарелок OCF Beauty Dish. Там есть и примеры снимков — сможете сами оценить насколько «правильный» свет они дают.

Посмотрим вспышку Profoto B10 более детально…

Место присоединения аккумулятора.


Сам аккумулятор на 3 Ah (400 вспышек на полной мощности!!!).


Один из вариантов комплектации + синхронизатор, который в чехол положил уже я т.к. без синхронизатора работать всё равно нельзя, а в стандартном комплекте его нет :) Также есть комплект из двух вспышек Profoto B10 в отдельном стильном рюкзачке.

Технические характеристики

Тест вспышки Profoto B10 на длину импульса и стабильность цветовой температуры

Что такое длительность импульса и зачем нужна

Если вы ранее не снимали студийными вспышками, то возможно считаете, что единственный способ «заморозить» (остановить в кадре) движение — это поставить короткую выдержку на фотокамере.

Но когда вы попадаете в условия фотостудии, то частенько сталкиваетесь с тем, что практически неважно, какая выдержка стоит у вас на фотокамере. Т. е. вам сразу объяснят, что есть такое понятие, как «максимальная выдержка синхронизации со вспышкой». Для разных камер она своя.

Чаще всего в студии используют выдержку синхронизации 1/125 сек. Это не догма и вы можете использовать любую, вплоть до максимальной для вашей камеры (может быть 1/200 или 1/250 для зеркальной камеры). Традиция на 1/125 сек пошла со среднеформатных камер, хотя на сегодняшний день многие из них имеют выдержку синхронизации 1/800 и 1/1600 сек, благодаря центральному затвору в объективе.

Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии

Дело в том, что при съемке со вспышкой в студии мы весь светотеневой рисунок создаём вспышкой (обычно) и наоборот избегаем постоянного света. В частности, для того чтобы избежать смещения цветовой температуры света от вспышки и от постоянного света (лампы на потолке).
При установленной диафрагме F11 на камере и выдержке 1/125 сек мы не регистрируем постоянный свет на сенсоре. Его как бы нет, он превращается в чёрный.
А вот мощный свет вспышки спокойно проходит через узенькую дырочку диафрагмы и экспонирует снимок. Таким образом мы получаем картинку только за счёт вспышки, даже если у нас включены лампы на потолке и в фотостудии светло.

Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами

1) Вспышка засвечивает кадр. Не все моноблоки позволяют ставить такую малую мощность, чтобы работать на открытой диафрагме. Это можно обойти, если использовать сплошные нейтрально-серые фильтры на объектив (аналогия с пейзажной съемкой).

2) Постоянный свет ламп на потолке мешает съемке. Свет ламп с потолка и свет солнца из окна начнут оказывать влияние на снимок. Но учитывая то, что цветовая температура света от ламп накаливания другая, в кадре он будет отображаться оранжевым шлейфом за моделью, если у вас баланс белого настроен на вспышку.

Фото: Гарольд Эджертон, также известный как «papa flash». Не мог не упомянуть родоначальника скоростной фотографии, когда мы говорим о «заморозке» импульсом вспышки.

Итак, мы не можем поставить очень короткую выдержку на фотокамере, потому как мы ограничены выдержкой синхронизации со вспышкой. Причем нам нет смысла вообще связываться с выдержкой т.к. она имеет отношение к постоянному свету, а в фотостудии мы работаем только диафрагмой, чтобы оказывать влияние на импульсный свет вспышки.

Как же «замораживают» движение в фотостудии?

Для того, чтобы «заморозить» движение в фотостудии используют вспышки с коротким импульсом разряда.

Как выглядит этот самый пресловутый импульс?

Иллюстрация из каталога компании Broncolor, Швейцария.

У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.

t0.1 — Полная длина импульса. Это время, в течение которого сила света вспышки превышает 10% пикового значения. Если в технических характеристиках вспышки не указывается общая длительность вспышки, можно допустить — основываясь на математической форме кривой — что общая длительность вспышки t0.1 приблизительно в три раза больше, чем фактическая длительность вспышки.

t0.5 — это время, в течение которого сила излучения вспышки составляет более 50% от пикового значения.

t0.5 было использовано производителями вспышек изначально т.к. считать, что тянущийся «хвост» импульса малой амплитуды мало влияет на экспозицию и им можно пренебречь.

На экспозицию тянущийся «хвост» после t0.5 влияет слабо, а вот на цветовую температуру и главное на «заморозку» движения он влияет существенно.

Контроль цветовой температуры

Импульс не просто так нарисован цветным. Цвета на кривой обозначают изменение цветовой температуры света в зависимости от амплитуды импульса.
Простыми словами: в начале вспышки выходит фиолетовый свет, на максимуме он синий, а дальше постепенно краснеет и в конце совсем красный.
Это важно, т.к. Баланс Белого на снимке определяется цветом света, которым мы экспонировали снимок.
Если будет преобладать синяя составляющая импульса, то и снимок будет синить. Если красная — уйдёт в теплые тона. Так и случается на плохих вспышках (а тем более на источниках постоянного света с диммером), когда мы регулируем мощность.

Это всё подводит нас к тому, что при попытках манипулировать с импульсом мы меняем цветовую температуру света и нужны дополнительные усилия, чтобы в получить идеальные для фотостудии 5500К (что соответствует белому дневному свету).

Процесс тестирования

Итак, я беру уже ставшим стандатным для таких тестов промышленный вентилятор ВН-2 2200 об/мин, который весьма сложно «заморозить» и если вы читали предыдущие статьи, то знаете, что даже не все студийные генераторы с этим справляются.

Сначала посмотрим как должен выглядеть вентилятор, когда его лопасти полностью «заморожены». В данном случае он полностью выключен.

Я решил совместить в одном кадре тест на длину импульса и на цветовую температуру, для чего поставил в кадр с вентилятором X-rite Colorchecker.


Баланс белого я поставил по третьему серому патчу, а мощность начальная у нас 10.0 (250 Дж).

Режим работы вспышки Normal

Слева: Profoto B10 на 10.0, справа: Profoto B10 на 1.0

Снято на разных диафрагмах (не хватило ND Фильтров), так что освещенность по краям на открытой (2.8) сильно падает, но по центру кадра экспозиция одинаковая и можно измерить цветовую температуру.

Для Profoto B10 на 10.0 это 6400К -12.
Для 1.0 это 6350К -7.
Т. е. цветовая температура практически не меняется — очень хороший результат!

А вот «замораживать» в режиме Normal у вспышки Profoto B10 не очень получается, хотя импульс и укорачивается существенно.

Длина импульса Profoto B10 на полной мощности по t0.1 в режиме Normal

Длина импульса Profoto B10 на минимальной мощности по t0.1 в режиме Normal

Какие-то события можно заморозить, например, не быстрое движение человека, а вот брызги в большом масштабе лучше снимать в другом режиме работы вспышки — Freeze.

Посмотрим, что нам даст специальный режим «заморозки» Freeze

Режим работы вспышки Freeze

В режиме Freeze вспышки Profoto B10 мы видим, что цветовая температура на максимальной мощности вообще не изменилась (6400К -12), но и визуально вентилятор ничуть не более «замороженный». Т. е. на максимальной мощности смена режима не помогает, что подтверждают численные замеры и график распределения мощности импульса.

Длина импульса Profoto B10 на максимальной мощности по t0.1 в режиме Freeze

А вот на минимальной 1.0 мы можем наблюдать уже качественную «заморозку» движения, но и цветовая температура сильно «плывёт» уходя в синие тона (8100К +21). Т. е. более короткий импульс достигается отсечением «красного» хвоста спектра.


Длина импульса Profoto B10 на минимальной мощности по t0.1 в режиме Freeze

С другой стороны, если вам нужно «заморозить» движение, то очень хорошо, что у вас такая возможность есть, просто не нужно менять мощность в процессе серии кадров, чтобы потом можно было просто выставить баланс белого и получить нормальные снимки.

Примеры снимков сделанных с помощью аккумуляторной вспышки Profoto B10

Первая фотосессия

Цель моей первой фотосессии — портретная съемка собственных детей на природе.

У вспышки Profoto B10 в нижней части есть гнездо под штативную площадку, что очень удобно использовать на природе т.к. позволяет установить вспышку особенно надежно т.к. хороший штатив намного устойчивее легкой студийной стойки. В данном случае я использовал свой любимый штатив Gitzo 3532.

Необходимое оборудование: вспышка Profoto B10, синхронизатор Profoto AirTTL, октобокс Profoto 2″ и штатив. Этот комплект, наверное, самый компактный, лёгкий, удобный и надежный набор из того что сейчас можно найти. Именно по совокупности качеств Profoto B10 сейчас оптимален.


Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f5.6, 1/125sec, iso 100

Я очень люблю фотографировать на природе со вспышкой, что в солнечную погоду, что в пасмурную. При наличии хорошей вспышки удается взять под контроль всё освещение и получить яркие и насыщенные цвета даже в пасмурную погоду, когда без вспышки у всех на снимках была бы сине-зелёная кожа. Инегда в пасмурную погоду снимки выходят даже лучше т.к. яркие цвета портрета контрастируют с грозовым небом.

Profoto B10, Pentax K-1 mark II + HD PENTAX-D FA* 50 mm F1.4 SDM AW, f5.6, 1/200sec, iso 100

Я использовал на Pentax K-1 mark II синхронизатор от Canon и с ним вспышка срабатывала не всегда т.к. не предназначена для него, так что большинство портретов снято всё-таки на Canon.

При наличии хорошей вспышки мне также не нужно волноваться о глубине резкости, т.к. я могу снимать на той диафрагме, на которой мне удобно. Степень размытия заднего плана я регулирую расстоянием до него, а лицо хочется получить полностью в резкости. В пасмурную погоду мне пришлось бы поднимать ISO, но со вспышкой я снимаю чаще всего на ISO 100.

Profoto B10, Pentax K-1 mark II + HD PENTAX-D FA* 50 mm F1.4 SDM AW, f5.6, 1/200sec, iso 100


Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f4, 1/125sec, iso 200


Те кто читает мои статьи уже знают, что мы с семьей немного увлекаемся train spotting, т. е. наблюдением за поездами и их фотосъемкой. Я решил захватить с собой компактный набор от вспышки Profoto B10, чтобы сфотографироваться на одном из наших выездов.


Большой плюс октобокса системы Profoto OCF в том, что он очень быстро собирается. В принципе легко собрать его и сфотографировать ребенка пока поезд приближается, но т.к. такое фото у меня есть, то я просто снимал сына как он наблюдает за поездом.

Вторая фотосессия

Во второй раз мы поехали на берег Финского залива прихватив разных вспышек Profoto, чтобы на месте выбрать то что будет удобнее (Profoto A1, Profoto B1, Profoto B10). Собственно все вспышки не мои (предоставлены компанией Photoprocenter), так что завидовать не надо (у меня аккумуляторный генератор, который намного тяжелее и потому я редко его выношу из студии, только для коммерческих заказов), моя цель была в том чтобы посмотреть какой вспышки минимально достаточно для съемки в контровом свете на закате и какая окажется удобнее.

Со вспышками чувствуешь себя немного Прометеем :) Несешь людям то что в корне изменит их фотографии в лучшую сторону.

Сзади контровым светом светит Солнце, а справа-спереди работает Profoto B10.


Сзади контровым светом работает Солнце. Справа вспышка Profoto B10, которая подсвечивает лицо.


Подружки :) Ветер на заливе был очень сильный… Это кадр в контровом свете чтобы оценить возможности Profoto B10 при съемке в контровом свете.

Profoto B10, Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM, f11, 1/125sec, iso 100. Я специально зажал диафрагму чтобы минимизировать блики и артефакты от контрового света солнца.

Резюме

Компания Profoto сделала большой шаг навстречу массовому пользователю, который хочет делать качественные снимки на природе и не только. Собирается уже ассортимент на все случаи жизни:

Profoto A1 — съемка в помещении или там где не нужны рефлекторы.

Profoto B10 — съемка на природе где очень важна мобильность и независимость от проводов. Вы можете даже взять её с собой в туристический поход.


Profoto B2 — в осноном съемка с близкого к фотографу расстояния, отлично должна подходить для портретов на мероприятиях, в детских учереждениях и для бизнес-портретов.

Profoto B1 — сложные фотопроекты, где требуется осветить большое пространство, использовать несколько источников света и при этом желательно не иметь проводов в кадре.

Т.е. резюме такое что каждый найдёт для себя что-то подходящее в линейке аккумуляторных вспышек Profoto и я доволен, что попробовал их все.

Дополнение

Кроме той комплектации, что у меня в обзоре где одна вспышка в компактном чехле вышел также набор Profoto B10 DUO kit 250/250 AirTTL, где в комплекте две вспышки Profoto B10.

Всё упаковано в симпатичный и удобный рюкзачок.

Комплектация:

2 x B10 AirTTL
2 x переходника на стойку
2 x литий-ионные батареи
2 x зарядных устройства 3A
1 x рюкзак Profoto Core Backpack S

Бонус — как упаковывать вспышку в фоторюкзак

У многих из нас мало времени на то чтобы аккуратно упаковывать фототехнику и у меня в том числе. С одной стороны фототехнику жалко, а с другой времени тоже жалко. Profoto предлагает отдельный кейс для одной вспышки Profoto B10 или рюкзак для двух вспышек сразу. Но что если нужно упаковать в имеющийся фоторюкзак?

И вот тут приходит на помощь специальный коврик для упаковки (изначально предполагалось что объективов) от Novoflex. Коврик сам неопреновый и довольно толстый, по краям «липучки».

У вспышки Profoto B1 удается защитить переднюю часть где матовое стекло (самую хрупкую).


Profoto B10 упаковывается полностью.


Теперь можно безопасно положить в фоторюкзак с другими вспышками, объективами и прочим — они друг друга не обдерут.


Автор статьи — Дмитрий Евтифеев

Еще статьи

© 2009—2024 PhotoProCenter студийное оборудование с доставкой в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и другие регионы РФ.
Вся представленная на сайте информация, технические характеристики, наличие на складе, стоимости товаров, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой. Осуществляя вход в "Личный кабинет" сайта, отправляя форму обратной связи либо нажимая кнопку "Оформить" вы подтверждаете свою дееспособность, согласие на получение информации о статусе заказа и согласие на обработку персональных данных.
Товар добавлен в корзину